В 2023 году власти Китая обозначили внутреннее потребление как главный фактор развития экономики после её открытия в конце прошлого года. По результатам первого полугодия прогнозы пока не подтвердились.
Инвесторам следует отличать наивных ожиданий, пропагандируемых западной прессой после выхода КНР из пандемии, от реалистичных прогнозов, основанных на стабилизации ситуации в долгосрочной перспективе, а не только первых месяцев 2023 года.
Учёба государства на потреблении как ключевом двигателе понятна. В ситуации, когда инвестиции и экспорт не обеспечивают существенного подъёма, как это случалось раньше, альтернатив нет.
ВВП за первые шесть месяцев года вырос в соответствии с прогнозами, однако потребительская активность пока не вернулась к норме. Туристическая отрасль — яркий пример: число путешественников превысило показатели 2019 года, но расходы оставались ниже прежних уровней, несмотря на длительные и строгие карантинные ограничения.
Общие розничные продажи товаров для потребителей показали высокие результаты, но это достигнуто за счёт низкой базы прошлого года, а также роста в трёх отраслях: NEV (автомобили на новых источниках энергии, включая электромобили), ювелирные изделия и кейтеринг. В остальных секторах наблюдается слабая динамика или замедление.
Китайские покупатели не спешили тратить сбережения, полученные во время пандемии, что демонстрирует один график.
Во время пандемии уверенность потребителей сократилась во всех странах, но такой резкий спад настроений как в Китае найти сложно. В случае с Китайской Народной Республикой значения индекса уверенности потребителей не смогли подняться даже до минимумов прошлых лет.
Китайский потребитель до пандемии располагал благоприятными условиями, несмотря на растущие проблемы в секторе недвижимости. Пандемия стала для него сильным потрясением. Борьба властей с эпидемией и применяемые методы ухудшили уже негативные настроения. После снятия ограничений экономическая политика не внушила уверенности. В отличие от западных стран, китайцы не получили государственных стимулов.
В первом квартале 2023 года несмотря на снижение процентных ставок размер депозитов домашних хозяйств вырос на 9,9 трлн юаней, что больше, чем в любой из кварталов за предыдущие три года. Домашние хозяйства Китая продолжают активно накапливать сбережения, а не тратить их.
Китайские покупатели не проявляли большого интереса к кредитным инструментам. Только в июне цифры достигли уровня последних трех лет. Важно отметить, что из-за запрета рефинансирования ипотеки значительная часть потребительских кредитов могла быть использована для досрочного погашения займов.
Динамика роста кредитов продолжает замедление, а процент долга домохозяйств к общему долгу страны на протяжении последних трёх лет не меняется.
В стране функционирует крупный сектор теневого банкинга, но отследить динамику в нём невозможно по понятным причинам.
Ключом к пониманию нежелания активно тратить после открытия экономики является резкое замедление роста доходов. В I квартале рост составил 5,1% год к году, почти вдвое меньше допандемийных показателей. Хотя ожидания по росту собственных доходов увеличились в последние месяцы, они всё ещё значительно ниже прошлых лет.
Проблема текущего состояния рынка труда заключается в неустойчивости. В Китае чаще всего сокращают рабочие часы и замедляется рост заработной платы, чем увольняют сотрудников. Поэтому официальные показатели безработицы, которые в целом стабильны, не дают полной картины. Доля свободных офисных помещений в крупных городах достигла 13-летних рекордов. Многие компании отложили планы по расширению. Негативное отношение бизнеса также становится одной из ключевых причин, препятствующих населению тратить деньги.
Безработица среди молодежи в Китае выросла с 9,6% в мае 2018 года до 20,8% в мае 2023 года. Эта статистика известна во всем мире. Исследователи частично связывают рост безработицы со структурными изменениями экономики Китая, но нельзя не заметить, что весь рост пришёлся на годы пандемии COVID-19.
Кризис в секторе недвижимости серьёзно затормозил темпы роста благосостояния. Достаточно взглянуть на вклад этого сектора в рост ВВП по итогам I квартала 2023 г. — всего 0,1 процентного пункта. Учитывая, что недвижимость была одним из главных двигателей экономики, можно говорить о катастрофических последствиях.
Подводя итоги, можно утверждать: для стабильного восстановления экономики необходим рост потребительского спроса. Вопрос важен также с точки зрения стабильности внутренней системы КНР.
Для властей КНР улучшение настроения потребителей станет сложной задачей из-за экономической, демографической и политической ситуации внутри страны и за рубежом. Результаты второго полугодия покажут важное направление развития. Низкая база позволит показателям расти, но сравнение с прошлым годом будет затруднительным.
БКС Мир инвестиций