Аналитики: демпферные выплаты для НПЗ продолжатся до апреля

С 1 октября 2025 года по 1 мая 2026 года Указ Президента Российской Федерации упраздняет возможность отклонения оптовых цен от установленных индикаторов.
Согласно другому пункту указа, дизельное топливо, полученное путем смешивания дизельного топлива, авиационного керосина и других компонентов организациями, не располагающими производственными возможностями для переработки нефти и/или стабильного газового конденсата, не считается подакцизной продукцией.
Мнение аналитиков БКС Мир инвестиций
До конца апреля нефтеперерабатывающие заводы смогут рассчитывать на получение компенсационных выплат от государства. Согласно действующей редакции Налогового кодекса, без внесённых вчера изменениями, нефтеперерабатывающие заводы имели возможность получать компенсационные выплаты из государственного бюджета только при условии, что оптовые цены на внутреннем рынке не превышают 110% от ориентировочной стоимости бензинов и 120% от ориентировочной стоимости дизельного топлива. В августе, вследствие данного ограничения, предприятия нефтяной отрасли не получили компенсационные выплаты по бензинам (-50 млрд руб. в месяц по сравнению с общими выплатами в 31 млрд руб.). В отношении компенсации по бензинам в сентябре пока нет уверенности: оптовые цены не соответствуют установленному лимиту, однако представители власти неоднократно заявляли о возможности задним числом увеличить этот предел. В октябре под угрозой оказались выплаты как по бензинам, так и по дизельному топливу.
Сохранение демпферных возмещений на семь месяцев — это позитивное событие. Принятый указ исключает возможность отказа нефтеперерабатывающим заводам в демпферных выплатах из-за повышения оптовых цен, которое произошло вследствие снижения производственных мощностей, вызванного внеплановыми ремонтными работами.
Данная мера представляется полезной как для производителей, так и для органов власти, и для покупателей нефтепродуктов. В противном случае нефтеперерабатывающие заводы получили бы экономическое обоснование для повышения цен на внутреннем рынке, поскольку экспорт принёс бы им значительно больший доход. На наш взгляд, риск невыплаты компенсаций за бензин уже реализовался в августе (-50 млрд руб.).
По нашему мнению, вторая мера, призванная стимулировать рост производства дизельного топлива, вряд ли окажет существенное влияние на крупные публичные нефтяные компании, уже обладающие перерабатывающими мощностями. Для справки: в 2025 году акциз на дизельное топливо составляет 12,1 тыс. руб. за тонну, к нему также применяется НДС при текущей межсезонной цене дизельного топлива, составляющей 70,5 тыс. руб. за тонну.
В нефтегазовом секторе в настоящее время мы отдаем предпочтение акциям компании «ЛУКОЙЛ» — в скором времени ожидаем публикацию информации о дивидендных выплатах и уточнения относительно отмены квазиказначейских акций. Оценка компании по мультипликатору EV/EBITDA, равная 2,8х на 2025 год, указывает на недооцененность акции по сравнению с историческим значением в 3,2х.