Как не переплачивать банкам: советы для россиян
Клиентам банков в России нередко приходится платить больше, чем нужно, за дополнительные услуги, о которых они могут даже не подозревать. К таким платным сервисам могут относиться, например, SMS-информирование, страхование, «финансовая защита» и множество других, рассказал Денис Астафьев — предприниматель, управляющий фондом и основатель финтех-платформы SharesPro.
Законодательство о защите прав потребителей запрещает при оформлении кредита навязывать дополнительные услуги, например, страхование жизни и здоровья, платные уведомления или сервисы по отслеживанию кредитной истории. Банк имеет право предлагать такие услуги, однако клиент должен иметь возможность отказаться от них, а также быть проинформирован о сумме, включающей полную стоимость кредита со всеми дополнительными платежами, отметил эксперт.
Граждан России просят тщательно изучать договорные соглашения и запрашивать у работников банков полный список всех платных услуг, включенных в них. Рекомендуется выбирать исключительно необходимые опции, принимая во внимание окончательную, совокупную стоимость кредита.
«По словам Астафьева, неиспользованные страховые полисы можно расторгнуть в течение так называемого «периода охлаждения», который длится до 30 дней, при этом страховая премия возвращается. Если же кредит выдается только при условии оформления дополнительных услуг, рекомендуется фиксировать подобные обстоятельства (например, делать записи или сохранять переписку) и подавать жалобу в Банк России или финансовому омбудсмену».
По мнению эксперта, взвешенный подход к взаимодействию с финансовым учреждением позволяет минимизировать излишние затраты.
Напомним, начиная с октября 2024 года российские банки не имеют права навязать сложные страховые услуги своим клиентам. Как уточнила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили, законодательные меры, направленные на ужесточение условий заключения договоров страхования жизни, ограничили возможности кредитных организаций получать прибыль от граждан. При этом было подчеркнуто, что страхование является одним из самых доходных инструментов для финансовых организаций.
Ранее россиян предупредили об обмане при оформлении автокредитов.