Российская внешняя торговля возвращается к бартеру

В международной торговле России вновь стали использовать бартерные схемы, как это было не встречалось с 1990-х годов: российские предприятия, например, предлагают пшеницу в обмен на китайские автомобили, а семена льна – на строительные материалы. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники и аналитиков.
Согласно материалу агентства, США, с 2014 года страны Европы и их союзники наложили на Россию более 25 000 различных ограничительных мер, стремясь к ослаблению российской экономики РФ. Кроме того, Вашингтон ввел пошлины в отношении Индии из-за закупок Нью-Дели российской нефти.
По информации, предоставленной Reuters, введение ряда ограничений, в частности, исключение российских банков из системы SWIFT, вызвало у торговых партнеров России опасения относительно возможности применения к ним вторичных санкций. Российские власти расценивают введенные западные ограничения как неправомерные.
По информации, полученной Reuters от участников платежной сферы, российские средства китайскими банками принимаются с осторожностью из-за опасений включения в санкционные перечни.
По мнению агентства, подобные опасения способны стать одним из факторов, обуславливающих возникновение бартерных сделок во внешней торговле, поскольку их затруднительно контролировать.
Агентство сообщает как минимум о восьми бартерных операциях, в которых задействованы российские и иностранные компании. Согласно информации Reuters, одна из таких схем включала обмен китайских автомобилей на российскую пшеницу. Подчеркивается, что предложение о сделке исходило от китайской стороны: оплата за транспортные средства производилась в юанях, а пшеница – в рублях, после чего последовал взаимный обмен.
По сведениям, предоставленным Reuters, другие соглашения были заключены в отношении поставок из Китая бытовой техники и строительных материалов в обмен на российские семена льна. Некоторые операции, как утверждает агентство, позволили импортировать в Россию западную технику. Также упоминается предоставление китайскими компаниями услуг в обмен на сырьё, а одна из сделок, как утверждают журналисты, была заключена с Пакистаном.
По мнению Максима Спасского, секретаря Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), увеличение доли бартерных сделок свидетельствует о дедолларизации, оказываемом санкционном давлении и возникших у партнеров трудностях с обеспечением ликвидности. По его мнению, тенденция к росту бартерных операций, вероятно, сохранится.
По данным Федеральной таможенной службы России, бартерные сделки осуществляются с различными государствами и включают в себя разнообразные товары, но их доля остается небольшой в сравнении с совокупным объемом внешнеторговых операций.
Ранее эксперт рассказал о зависимости российской экономики от экспорта.