Российские компании перейдут на искусственный интеллект: названы сроки
По мнению Алексея, проректора по исследованиям и инновациям «СберУниверситета», к началу 2026 года использование искусственного интеллекта станет повсеместным в российских компаниях, и число сотрудников, не применяющих его в работе, будет крайне незначительным. К концу же года, за исключением, возможно, некоторых предприятий малого бизнеса и представителей отдельных профессий, таких сотрудников не должно остаться Суханов.
«Искусственный интеллект – это, в первую очередь, инструмент, призванный помогать человеку. Заменить людей искусственным интеллектом не удастся, однако люди, использующие искусственный интеллект, значительно изменят облик труда. Формат работы специалистов претерпит изменения: возрастет потребность в более высоком качестве, скорости и содержании, поскольку теперь появилась возможность расширить собственные возможности с помощью искусственного интеллекта. В то же время, должности, не связанные с принятием решений и включающие в себя преимущественно рутинные задачи, вероятно, будут автоматизированы с помощью искусственного интеллекта или других систем. В любом случае, ИИ-агенты или интеллектуальные инструменты автоматизации должны заменить человека в тех областях, где это возможно, по мнению Суханова.
По его словам, предотвратить выдачу ИИ ложных сведений (когда система генерирует информацию, не основанную на фактах) можно с помощью двух подходов. Прежде всего, это технология RAG (Retrieval-Augmented Generation), при которой нейронные сети используют определенные, закрытые базы данных, а значит, оперируют только проверенными и верифицированными данными, уточнил эксперт. Кроме того, необходимо соблюдать определенные требования к пользователям, подчеркнул Суханов. Для выявления «галлюцинаций» ИИ требуется развитое критическое мышление, обширные знания и опыт, чтобы анализировать и проверять вызывающие сомнения результаты, пояснил проректор.
«По мнению Суханова, в процессе взаимодействия с искусственным интеллектом человек выступает не как контролёр, а как формулятор задачи и принимающий решения. Ведь только человек может определить, что делать с результатами, полученными нейросетью: использовать их, изменить запрос, уточнить данные или дополнить информацию. Однако это не применимо к ИИ-агентам, то есть к автономным системам, которые настроены таким образом, что ошибки и «галлюцинации» сведены к минимуму, и это замкнутый контур, где не требуется ни контроля, ни принятия решений.
Согласно исследованию Сбера и «Сберуниверситета», для 62% опрошенных российских компаний главным приоритетом в ближайшей перспективе является повышение эффективности. При этом треть компаний уже внедряют решения на основе искусственного интеллекта, еще около половины — планируют их использовать. Среди других направлений развития респонденты выделили: формирование партнерств и запуск совместных продуктов (13%), инвестиционную активность (8%) и выход на новые рынки (7%). Кроме того, некоторые компании рассматривают возможности для приобретения бизнеса и открытия дополнительных офисов.
Ранее декан юридического факультета Высшей школы экономики, профессор Вадим Виноградов предупредил, многие россияне упускают из виду тот факт, что взаимодействие с искусственным интеллектом обладает юридической значимостью. Юрист отмечает, что на беседу с ИИ распространяются те же правовые нормы, что и на стандартную электронную корреспонденцию, и в определенных ситуациях нейросеть можно считать третьей стороной.