Российский рынок

Владелец завода «Кристалл» рассказал о развитии компании после IPO и планах на будущее.

Изображение: img.freepik.com

В феврале 2024 года Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл провел IPO. С момента этого события в российской экономике произошло немало изменений, среди которых стоит отметить значительные колебания ключевой ставки. Павел Победкин, председатель совета директоров и владелец компании, в эксклюзивном интервью для БКС Экспресс поделился информацией о том, как действовать на рынке в условиях высоких ставок, а также о смене потребительских предпочтений в отношении алкоголя в России.

— Употребление алкоголя в России в последние годы снижается. Как адаптируется к этой тенденции ваша компания?

— Я бы не согласился с утверждением о снижении потребления алкоголя. Скорее, оно меняется: те, кто пережил ковидные ограничения и самоизоляцию, обнаруживают, что употребление алкогольных напитков в одиночестве стало для них неприятным и даже болезненным опытом.

На рынке наблюдается тенденция к росту популярности напитков, ранее не представленных на российском рынке. Весь этот сегмент сейчас переживает рост. Поэтому более правильно утверждать, что водка теряет свою востребованность, в то время как спрос на другие продукты растет.

В отношении нашего бизнеса, привлечение финансирования через IPO было осуществлено с целью расширения ассортимента продукции, производство которой ранее не осуществлялось в России. Более того, мы планировали выпускать товары, не имеющие аналогов в мировом масштабе. Благодаря IPO и привлеченным инвестициям, нам удалось значительно увеличить производственные мощности, что позволяет нам сегодня предлагать решения, недоступные другим компаниям.

Мы представили газированный соджу — подобный напиток еще не выпускался нигде в мире. Это совершенно новый продукт. Для его производства мы установили все необходимое оборудование, включая газировальную линию, и смогли объединить газированный напиток с традиционным корейским сырьем. Аналогичного продукта при этом в самой Корее ранее не существовало. На данный момент это наш самый успешный продукт этого лета.

— Какие цели и задачи стоят перед бизнесом на ближайшие годы?

— Мои цели и задачи — реализовать ту стратегию развития, это задача, которую я презентовал инвесторам. Действительно, рынок в первом квартале 2025 года пережил значительный спад. Мы ощутили это в сокращении выручки, объемов и других показателях. Однако сейчас ситуация улучшилась.

Результаты второго квартала превзошли показатели за тот же период 2024 года, демонстрируя значительный рост. Это говорит о том, что и в третьем квартале ожидается не менее высокий уровень, а четвертый квартал также будет положительным. Таким образом, наша задача остается прежней, как и было указано в первоначальном проспекте: наращивать выручку и выполнять обязательства, взятые перед инвесторами.

Сокращение долговой нагрузки остается для нас важной стратегической задачей. На 30 июня 2025 года долговая нагрузка компании, включающая лизинг, составляла почти 2 млрд руб. К концу года планируется погасить приблизительно 150 млн руб. Текущее соотношение Чистый долг/EBITDA – 3,7. Этот показатель еще не является идеальным, однако мы продолжаем работу над увеличением EBITDA и снижением долга.

— Каким образом продолжительный период высоких процентных ставок сказался на вашем бизнесе?

— Уже сейчас мы наблюдаем рост производства, несмотря на высокие процентные ставки. Однако, завершая 2024 финансовый год, мы не ожидали столь существенного изменения ставки Центрального банка. Поэтому в нашей финансовой модели мы заложили консервативный сценарий, с процентными ставками свыше 30%, и исходили из максимально возможных значений. Впрочем, когда компания предлагает рынку уникальные напитки, не имеющие аналогов, у нее есть возможности для развития. Это позволяет учитывать и высокие ставки, установленные финансовым регулятором. Сейчас мы, безусловно, рады снижению ставок.

— Какой подход к управлению долгом вы считаете наиболее подходящим?

— Мы пристально отслеживаем уровень долговой нагрузки. Одним из ключевых показателей является умеренное соотношение Чистый долг/EBITDA, которое в настоящее время незначительно превышает 3. Наша цель — достичь к концу года значения в пределах 2,5 и далее поддерживать его в этом диапазоне.

Не менее важным является поддержание достаточного уровня покрытия процентных расходов, что для многих предприятий сейчас является сложной задачей. Наша компания обладает действующим кредитным рейтингом от НКР, равным ВВ-, который демонстрирует умеренный уровень долговой нагрузки и достаточное покрытие текущих обязательств за счет активов, обладающих высокой ликвидностью.

Не менее важным фактором является поддержание высокого уровня собственного капитала, который представлен в пассивах. Объем капитала стабильно превышает 30% от общей суммы активов, что обеспечивает достаточный запас прочности для погашения долговых обязательств и укрепляет финансовую устойчивость компании. Кроме того, необходимо диверсифицировать источники финансирования. Для этого мы выпускали облигации, тем самым уменьшая зависимость от банковского кредитования. Это также позволило нам увеличить сроки финансирования и снизить зависимость от отдельных крупных кредиторов.

— В настоящее время многие предприятия внедряют в производственные процессы искусственный интеллект (ИИ) и передовые технологии. Каково ваше мнение об этом?

— Мы активно применяем искусственный интеллект, что позволяет оперативно воплощать дизайнерские задумки. Это весьма перспективное решение, поскольку дизайн – процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов. Создание даже одного дизайн-макета занимает продолжительное время. Искусственный интеллект помогает оперативно генерировать изображения и сразу оценивать концепцию. В нашей компании я отвечаю за творческую составляющую, и для меня крайне важно видеть воплощение идеи на экране компьютера в кратчайшие сроки. В этом плане искусственный интеллект оказывается незаменимым помощником.

— А что касается производства, то, возможно, у вас есть какое-то уникальное оборудование?

— Такого опыта у нас нет. В настоящее время мы используем современное оборудование, которое уже приобретено и хорошо известно. Здесь нет каких-либо секретных технологий. Есть большая команда специалистов, обладающих творческим подходом. Они воплощают в жизнь идеи, которые я им предлагаю. Кроме того, мы с интересом изучаем международный рынок, посещаем различные страны и привозим оттуда необычные напитки, чтобы проанализировать их состав. Необходимо выявить их преимущества и недостатки, а также оценить потенциал для развития. Затем мы выясняем, насколько эти разработки можно адаптировать для российского рынка.

— С момента первичного публичного размещения акций Кристалла прошло более года. Какие изменения произошли в бизнесе за это время и как они отразились на корпоративном управлении?

— Увеличилась численность команды специалистов, усилился контроль. Таким образом, все, что мы декларировали в области корпоративного управления, сегодня удается воплотить в жизнь. Также возросла роль совета директоров и коллегиальных органов, отвечающих за управление рисками и процессами. Публичность стала стимулом для совершенствования корпоративного управления. Это не только обеспечивает защиту интересов миноритарных акционеров и других инвесторов, например, держателей наших облигаций, но и, безусловно, изменило наше — и менеджмента — восприятие управленческих решений и рисков. Даже если бы мы не вышли на биржу, в конечном итоге большинство этих нововведений были бы внедрены, но IPO послужило катализатором.

За прошедший период мы также провели трансформацию производства, значительно увеличив его объемы. Внедрение новых мощностей еще не завершено, но мы активно работаем над этим. По моему мнению, к концу текущего года все основные производственные мощности будут введены в эксплуатацию.

Мы увеличили наши складские мощности. Приобрели готовый логистический комплекс, который необходимо лицензировать, и планируем завершить строительство еще одного комплекса в IV квартале – однако, в меньшем масштабе, чем предусматривалось изначально, с сокращением инвестиций.

— В последние годы фондовый рынок характеризуется высокой волатильностью. Сожалеете ли вы о том, что провели размещение в столь сложный период?

— Я — человек энергичный и не сожалею ни о чем. По моему мнению, любой опыт — это ценный урок. В нашей ситуации это особенно очевидно: если бы мы не предприняли этот шаг, то сейчас не смогли бы лидировать в отрасли по ряду показателей, включая нашу производственно-техническую базу и способность выпускать широкий ассортимент продукции.

К концу года мы планируем добавить в ассортимент еще 30–40 новых наименований. Представьте себе масштаб этой работы: это совершенно разные вкусы, объемы, трубопроводы, линии и многое другое. В настоящее время у нас имеется необходимая технологическая база для воплощения этих планов.

— Возможно ли, что снижение ключевой ставки Банком России спровоцирует увеличение числа компаний, выходящих на IPO?

— Вероятно, это так, поскольку в настоящее время существует накопившийся спрос, и многие люди, вдохновленные нашим опытом, осознают, что свои цели достигать возможно и необходимо. Полагаю, мы станем свидетелями значительного количества первичных публичных размещений уже в конце 2025 года.

— Что бы вы посоветовали компаниям, которые собираются на IPO?

— Прежде всего необходимо определить цель. Я отчетливо осознавал свою цель, момент входа и момент выхода. Существует ряд факторов, которые важно учитывать. Кредитная политика государства. Или акцизная политика, которая негативно влияет на нас и корректирует, замедляет наши планы. Все это объективно существует. Но это жизнь.

Тем не менее, я убежден: если люди осознают свою цель и для её достижения им нужен инструмент, подобный IPO, то его стоит использовать. Ничто не является невозможным.