Внутренняя кухня логистики Ozon.

Вчера «Озон» провёл для аналитиков и инвесторов презентацию, посвящённую логистике.
Компания предоставила информацию о своей логистической деятельности и организовала для участников ознакомительную поездку по складам.
Какой путь проходят заказы. Логистическая система Ozon включает три уровня: центры обработки заказов, сортировочные центры и доставку до покупателя через пункты выдачи или курьеров.
Фулфилмент-центры — это большие склады для приема, хранения товаров от поставщиков, обработки заказов и возвратов. Сортировочные центры — меньшие по размерам склады, с которых заказы отправляются покупателям напрямую. Часть заказов Ozon доставляет компания сама, часть — партнерами, которых выбирают посредством аукционов и тендеров.
Торговцы, сотрудничающие с Ozon, могут осуществить доставку покупателям двумя способами: самостоятельно довезти товары до сортировочного центра или пункта выдачи заказов (схема FBS), либо поручить Ozon все этапы доставки за дополнительную плату (FBO).
Логистика в цифрах. Ozon располагает 50 центрами комплектации заказов общей площадью более 2 млн кв. м, свыше 65 тыс. пунктов выдачи и 15 тыс. курьерами. ВКС, лидере продуктового ритейла в России, имеет 71 распределительный центр и 27,5 тыс. магазинов. Почта России насчитывает около 40 тыс. отделений.
Как работает сеть ПВЗ. Покупатели Ozon получают 90% заказов через пункты выдачи, работающие по франшизе. Ozon не управляет сетью ПВЗ самостоятельно, а сотрудничает с владельцами пунктов по агентской модели. Маркетплейс помогает открывать пункты выдачи: собирает аналитику для определения подходящих мест и предоставляет кредитные и транзакционные сервисы Ozon банка. Кроме того, Ozon оказывает ПВЗ сервисную поддержку.
Что ещё способствует сокращению расходов и повышению эффективности? В 2023–2024 гг. маркетплейс запустил сервисы «Работа Ozon» для найма сотрудников и «Вози Ozon» для организации магистральных перевозок. Инструменты позволяют компании снижать расходы на персонал и транспортировку, так как не требуют затрат на посредников и комиссии. По данным мая, доля «Работы» в складских операциях достигла 68%, а за I квартал «Вози» выполнила 21% магистральных перевозок Ozon.
Мнение аналитиков БКС Мир инвестиций
Логистическая система Ozon функционирует на базе внутренних IT-систем, что увеличивает ее мобильность и освобождает от зависимости от сторонних IT-провайдеров.
Торговая площадка эффективно применяет эффект масштаба и совершенствует работу в области логистики. Мы считаем, что масштабы складов и доставки Ozon сопоставимы с крупнейшими логистическими операторами и продуктовыми ритейлерами, что говорит о физической близости компании к покупателям. Это также предоставляет Ozon дополнительные возможности для повышения эффективности, которые компания реализует по нашему мнению. Например, более эффективное привлечение работников и получение услуг перевозки без посредников. Напомним, ждем от Ozon существенного улучшения рентабельности в этом году.
У нас «Позитивный» взгляд на бумаги Ozon. Ожидается, что маркетплейс продолжит показывать рост оборота выше среднего показателя рынка при повышении прибыльности в 2025 году. Акции торгуются с коэффициентом мультипликатора EV/EBITDA 9,5x на основе прогноза EBITDA на 2025 год, но этот прогноз может быть неполным, учитывая успешность I квартала.
БКС Мир инвестиций