Средне-срочные тренды

Нефтяной рынок: перспективы и риски

Изображение: img.freepik.com

Низкие текущие цены на нефть Brent, ниже $70 за баррель, вызывают у инвесторов опасения относительно будущего рынка в свете стоимости $81 за баррель в 2024 году. Два основных фактора оказывают давление на котировки: риски по снижению мирового спроса из-за торговых пошлин и восстановление добычи ОПЕК+. В этом материале подробно разбираются оба фактора, даются прогнозы цен на нефть на ближайшие годы.

Главное

С апреля ОПЕК+ ускоряет восстановление добычи, превосходя первоначальный план, и стремится вернуть свою долю рынка.

Некоторые страны, не входящие в ОПЕК+, могут продолжать стремиться к увеличению добычи нефти, что неизбежно приведет к конкуренции цен на мировом рынке.

США являются главным поставщиком нефти, но себестоимость её добычи там больше, чем в России и Саудовской Аравии. Объёмы выработки в Соединённых Штатах должны сглаживать рыночную ситуацию по финансовым мотивам.

В случае усиления экспансии ОПЕК+, существенный профицит возможен уже во второй половине 2025 года.

Поиск нового равновесия может закончиться раньше 2026 года.

С 2022 года российский нефтяной сектор эффективно преодолевал внешние трудности.

В числе любимчиков сектора с позитивной оценкой выступают Лукойл и Транснефть.

В деталях

Ожидается, что в конце 2025 года из-за торговых конфликтов и пересмотра политики ОПЕК+ возникнет избыток.

В апреле-мае цена Brent оставалась ниже $70 за баррель, местами опускаясь даже ниже $60. Такая динамика отличается от средней цены в $81 за 2024 год и $76 в первом квартале 2025 года. Ключевые причины снижения цен:

  1. Риски для мирового спроса на нефть связаны с ожидаемым ростом мировой экономики при введении торговых пошлин со стороны США и ответом других стран.
  2. ОПЕК+ повышает добычу нефти быстрее запланированного, превзойдя первоначальный график, установленный с апреля.

Некоторые нефтедобывающие компании, не входящие в ОПЕК+, могут продолжать преследовать амбициозные планы, игнорируя тренд, изменившийся из-за действий ОПЕК+. В результате между мировыми производителями практически неизбежна ценовая конкуренция. Чем острее эта фаза конкуренции наступит в ближайшее время, тем быстрее рынок вернется к равновесию, на котором все ведущие нефтедобытчики будут как минимум поддерживать текущий уровень добычи.

OPEC+ обеспокоена потерями на рынке и стремится прервать сложившуюся ситуацию.

С 2017 года ОПЕК+ ввела квоты на добычу. Половина мирового рынка нефти принадлежала картелю, и его стратегия заключалась в искусственном ограничении предложения для повышения цен на нефть. Это также выгодно влияло на бюджеты стран-членов.

С октября 2022 года за убывающие объемы ОПЕК+ подменяли баррели стран вне альянса, благодаря благоприятной рыночной ситуации. Из-за этого ОПЕК+ теряла не только объемы добычи, но и долю рынка, реагируя на это очередными добровольными ограничениями.

В настоящее время Организация стран экспортеров нефти плюс занимает 44% рынка. По прогнозам, к концу 2026 года её доля увеличится до 47%.

Ожидается, что цены будут находиться на низком уровне в ближайшие два года, а затем возрастут выше $70 к 2027 году.

В базовом сценарии производство нефти в Соединенных Штатах будет регулировать рынок. США — главный мировой производитель, добывая 13,4 млн баррелей в сутки против 9,0-9,1 мбс у России и Саудовской Аравии. Также США — самый дорогой по себестоимости производитель из этих стран: на 2025 год средняя цена безубыточности новой скважины составляет $69.

Мы не отвергаем возможность ограничения выпуска и продажи за рубежом нефти из-за причин, не связанных с экономикой, например, под воздействием внешнего давления на нефтяную отрасль Ирана, Венесуэлы и, быть может, России.

Наш прогноз средних цен Brent, на:

  • 2025 г.: $66 c учетом фактических $76 за I квартал года.
  • 2026 г.: В результате ликвидации избытка к концу года ожидается получение прибыли в размере $67. Что касается 2026 года, то предсказания цен на энергоносители экспертов отличаются существенно.
  • 2027 г.: При достижении равновесия, когда американские производители могут поддерживать существующий уровень добычи, стоимость составит 73 доллара. С учетом инфляции через два года цена безубыточности новой скважины должна вырасти с нынешних 69 до 73 долларов.

В настоящий момент рынок не испытывает явных основополагающих проблем.

В апреле и мае организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК+) увеличила поставки на рынок соответственно на 0,14 и 0,4 миллиона баррелей в сутки. В целом эти объемы не столь значительны на глобальном уровне.

Из-за гражданского противостояния в Ливии с рынка время от времени исчезают значительные объемы нефти. Цены на нефть в этом случае увеличиваются на пару долларов.

Несмотря на то, что месячная статистика ведущих нефтяных агентств за апрель пока не готова, еженедельные данные Минэнерго США позволяют предположить постепенную адаптацию американских производителей к снижающимся ценам (-0,2 мбс добычи с начала года). В последние недели роста коммерческих запасов тоже не наблюдается.

Особое значение имеет повышенный интерес к котировкам нефтяных фьючерсов. Несмотря на негатив на нефтяном рынке и цену ближайшего фьючерса в 66 долларов США, спотовая цена Brent в апреле составляла 68 долларов США.

ОПЕК+ определяет свою структуру и принимаемые решения о повышении добычи нефти.

💼 В организации ОПЕК+ участвуют 18 стран, которым установлены квоты…

В конце 2016 года коалиция ОПЕК+ сформировалась после присоединения десяти нефтедобывающих стран, включая Россию, к картелю ОПЕК, образованному в 1960 году. Состав ОПЕК не фиксированный: Ангола объявила о выходе из него в декабре. В настоящее время ОПЕК насчитывает двенадцать стран, три из которых (Иран, Венесуэла, Ливия) не имеют квот по нефтедобыче из-за внешнего давления или сокращения добычи за последние десять–пятнадцать лет. Мексика формально участвует в соглашении, но уже несколько лет не соглашается с установлением квот. В альянсе ОПЕК+ восемнадцать стран, для которых установлены квоты. Соглашение действует до конца 2026 года и ранее неоднократно продлевалось.

… и только 8 из них с дополнительными ограничениями с 2024 г.

Восемь стран приняли решение о снижении квот на 2,2 мбс в 2024 году, среди которых преимущественно крупные игроки. Из картеля ОПЕК исключение составляют Алжир и африканские страны. По итогам апреля 2025 года эти восемь участников ОПЕК+ добывали 31 мбс сырой нефти, что соответствовало 76% всей добычи ОПЕК+, или 91% совокупной добычи стран ОПЕК с ограничениями по объемам. Это составляет 40% мирового производства сырой нефти.

Экспорт сырой нефти регулируется квотами ОПЕК+.

Из 103,7 млн баррелей в секунду производимых жидких углеводородов по состоянию на апрель 74% составляют непосредственно сырая нефть. Остальная доля приходится на газовый конденсат, сжиженные углеводородные газы и прирост переработки на НПЗ за счёт плотности. Например, в России добычу сырой нефти и газового конденсата (доля последнего — порядка 9%) часто суммируют. В США разница между сырой нефтью и жидкими углеводородами значительнее: объёмы сырой нефти достигают 57% от всех жидких углеводородов. ОПЕК+ контролирует квоты именно по добыче сырой нефти.

До конца 2026 года увеличение добычи нефти коалицией ОПЕК+ сможет покрыть растущий спрос.

С учётом стандартного роста мирового спроса на 1,3 мбс к осени-зиме 2026 года на нефтяном рынке не хватит места для запланированного увеличения производства ОПЕК+ (2,2 мбс восстановления добычи и 0,3 мбс дополнительной квоты для ОАЭ) и дальнейшего роста добычи в Америке. В связи с этим течение следующих полутора лет практически неизбежна ценовая конкуренция, при которой рынок покинут дорогие баррели Северной Америки (США, Канада).

Мы полагаем, что ОПЕК+ вряд ли прекратит увеличение добычи или сократит ее добровольно. В случае более агрессивного роста добычи ОПЕК+ существенный профицит возможен уже во второй половине 2025 года, и процесс поиска нового равновесия может завершиться задолго до конца 2026 года.

Рынок не рассчитывал на увеличение производства нефти со стороны ОПЕК+.

С конца 2024 года восемь стран ОПЕК+ неоднократно переносили восстановление добычи и приступили к нему лишь в марте 2025 года. Многие участники рынка не ожидали смены стратегии ОПЕК+ и возвращения его рыночной доли. Неожиданным негативным фактором для цен стало решение увеличить добычу в мае-июне на 0,4 млн баррелей в месяц, существенно опережая изначальный план прироста на 0,14 млн баррелей.

Новая квота на июнь совпадает с изначальной, которая предусматривалась для октября 2025 года. В июне 2025 года ОПЕК+ без учета компенсации перепроизводства восстановит 40% от общего планируемого прироста к осени 2026 года.

Глобальные показатели под угрозой избытка — кто-то должен покинуть поле.

В текущем году ситуация более стабильная, чем в 2026 году, однако угрозы остаются – от торговой войны и действий ОПЕК+.

По итогам 2025 года ожидаем увеличение мирового потребления на 1,9 млн баррелей в сутки. Прирост спроса будут формировать развивающиеся страны. На ведущие позиции выходят не Китай, как в прошлые годы, а другие густонаселенные страны Азии и Африки, в частности Индия. С низкой базы декабря 2024 года прирост могут продемонстрировать и развитые экономики Европы. По сравнению с планованным ростом добычи ОПЕК+ в 2025 году (1,2 млн баррелей в сутки) и вне ОПЕК+ (1,1 млн баррелей в сутки), где основной рост отводится американскому континенту, прогноз прироста потребления не сильно ниже.

Всё же усиление торговых ограничений и увеличение поставок нефти ОПЕК+ (показано на графиках стрелками) могу привести к дополнительному дисбалансу и усугубить избыток предложения.

Важно не только установление квот ОПЕК+, но и их соблюдение.

С начала 2024 года Ирак и Казахстан производят больше, чем установлено квотами.

Среди восьми стран ОПЕК+, принявших дополнительные обязательства в прошлом году, выделяются Ирак и Казахстан. Их нефтедобыча неоднократно превышала принятые квоты, что ставило под сомнение выполнение добровольных ограничений всей группой. В группе десяти стран, не принимавших дополнительных ограничений с 2024 г., практически отсутствует перевыполнение квот по странам, а общее недовыполнение оценивается в 0,3 мбс.

«Должникам» определены планы возмещения излишней продукции.

На сайте ОПЕК обновлены планы по сокращению добычи в 2025–2026 гг., чтобы уравновесить избыток, накопившийся с 2024 года. Алжир не имеет «задолженности»; минимальное превышение у Саудовской Аравии и Омана. Россия должна компенсировать 0,7 мбс в период с апреля по сентябрь 2025 года.

Ирак и Казахстан являются крупнейшими «должниками» с накопленными «задолженностями» в 1,9 мбс и 1,3 мбс соответственно. Официального механизма принуждения к выполнению квот нет, из-за чего за последние месяцы общая «задолженность» всех стран, включая Ирак и Казахстан, росла. К середине апреля 2025 года общий «долг» достиг отметки в 4,6 мбс.

В десятках государств имеется свободный потенциал энергетики, однако он сосредоточен только в немногих странах.

В ОПЕК+ есть 18 стран с квотами на добычу нефти. Вместе их совокупные свободные мощности по увеличению производства составляют внушительные 7,4 миллиона баррелей в сутки. Десять стран, не участвующих в добровольных ограничениях начиная с 2024 года, такой мощностью практически не располагают.

Незадействованные производственные мощности располагаются в Саудовской Аравии (3,1 млн баррелей в сутки), России (1,5 млн баррелей в сутки) и ОАЭ (1,4 млн баррелей в сутки).

Этот фактор имеет значение и при развале коалиции ОПЕК+. В случае осуществления такого риска прекратятся добровольные ограничения по мониторингу и общие усилия по обеспечению баланса на рынке нефти.

Увеличение бюджетных дефицитов делает ситуацию с низкими ценами ненадежной в перспективе.

Многим участникам соглашения ОПЕК+ с большим объемом добычи, уровень нефтяных цен в 80 долларов недостаточен для формирования бездефицитного бюджета. Удержание низких цен может стать серьезной проблемой лишь в перспективе длительного времени: соотношение государственного долга к ВВП у Саудовской Аравии — 30%, у Ирана и Ирака — около 40%.

В Соединенных Штатах прошла «сланцевая революция», однако дальнейшее развитие пока не наблюдается.

Добыча нефти в США вернулась на уровень первого квартала 2020 года лишь к концу 2023 года.

Широкомасштабное Многостадийный гидроразрыв пластов и точное наклонно-направленное бурение с протяженными горизонтальными участками за последние пятнадцать лет более чем удвоили добычу нефти и жидких углеводородов в США. Страна из существенного импортера сырой нефти превратилась в нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов.

Успех был обеспечен как хорошими ценами на нефть, так и возможностью широко использовать добычу сланцевой нефти, например благодаря большому количеству пресной воды.

Падение цен на нефть в 2015-2016 годах и в 2020 году моментально отразилось на объемах добычи нефти в Соединенных Штатах. Только во второй половине 2023 года объем добычи достиг допандемийного уровня, в том числе из-за «зеленой повестки» и ограничений финансирования добычных проектов.

Добыча сланцевой нефти увеличивается исключительно за счёт Пермского месторождения, на остальных её объёмы не растут.

Только Пермский бассейн, расположенный на территории Техаса и Нью-Мексико, способствовал росту добычи нефти в Соединенных Штатах за последние годы. С него поступает 63% сланцевой нефти и 42% всей нефти в США.

Большие сланцевые пласты Бакена, Игл Форд и подобные им не демонстрируют такого же успеха, как и раньше, частично из-за снижающейся производительности. Без учета Пермского бассейна добыча сланцевой нефти за последние десять лет уменьшилась.

Прогнозы по объему добычи нефти в США снижаются, отражая падение цен на нефть.

💰 Прогнозы цен на нефть влияют на оценку объемов ее добычи в Соединенных Штатах.

Министерство энергетики США снизило прогнозы по добыче нефти на декабрь 2025 и 2026 годов на 0,3 мбс. Рост объемов к концу 2026 года по сравнению с текущим уровнем не планируется.

Предполагается, что прогнозы будут снижены еще раз. По базовому сценарию к осени 2026 года реальный уровень окажется ниже 13 мбс, так как Минэнерго США не учитывает существенного роста добычи нефти ОПЕК+, к которому страны альянса уже начали приступать.

До 2020 года технологический прогресс способствовал снижению точки безубыточности, однако с 2022 года она увеличивается. В условиях пандемии 2020 года производители США вынуждены были оптимизировать расходы, что привело к существенному росту точки безубыточности.

Чтобы окупить эксплуатационные затраты действующей скважины, теперь необходима цена в $45 за баррель Brent (рост на $12 с 2020 года), а для принятия решения о бурении новой — $69 (+$16). Позиции на текущем рынке ниже желаемой цены в $69. Следовательно, ожидать нового бурения и даже сохранения объемов добычи США при нынешних технологиях не приходится.

💡 Возможность пополнения стратегического запаса нефти Соединённых Штатов способна стимулировать спрос на нефть.

В 2022 году и первой половине 2023 года при администрации Джо Байдена из стратегического резерва было поставлено на рынок 250 миллионов баррелей (0,45 миллиона баррелей за полтора года). Это позволило справиться с периодом высоких цен и не перекладывать рост нефтяных цен на потребителей. Восстановление стратегического резерва в 2024 году шло поступательным темпом, на 39 миллионов баррелей (+0,11 миллиона баррелей). Ускорение заполнения при текущих низких ценах для достижения уровнем 2021 года могло помочь оказать поддержку мировым нефтяным котировкам.

Запад может оказывать влияние на поставки из ряда стран.

Экспорт можно сокращать по причинам, не связанным с экономикой.

Дополнительные внешние ограничения могут быть наложены на Иран, Венесуэлу и, возможно, Россию. Это может привести к снижению экспорта и добычи в этих странах. Недавно официальные лица США неоднократно заявляли о возможности полностью остановить экспорт нефти из Ирана для давления на страну по вопросу сделки по ограничению ядерной программы.

Об этом вопросе ведут переговоры. В конце февраля 2025 года США отменили лицензию на добычу нефти в Венесуэле, выданную при президенте Байдене.

С начала 2022 года нефтяная отрасль России эффективно преодолевала международные трудности.

В 2022 году добыча жидких углеводородов в России достигла 535 миллионов тонн, увеличившись на 10 миллионов тонн по сравнению с прошлым годом. Снижения объемов производства не были следствием трудностей с добычей и экспортом, а обусловлены соблюдением сделки ОПЕК+. Влияние санкций проявилось в значительных дисконтах на российскую нефть, которые постепенно уменьшаются без новых ограничений.

По прогнозам, в 2025 году объёмы добычи нефти в России могут немного уменьшиться по сравнению с прошлым годом при условии сохранения текущего графика наращивания. В случае ускоренного восстановления производства нефти ОПЕК+ добыча может остаться на уровне прошлого года. Мы предполагаем, что уже в следующем году, следуя соглашениям в рамках ОПЕК+, добыча достигнет показателя 2021 года.

Среди нефтедобывающих компаний фаворитом признан Лукойл. У нас также «Позитивный» взгляд на Транснефть, EBITDA и чистая прибыль которой не зависят от цен на нефть, а растут с увеличением добычи и транспортировки.

Эта информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты или сделки, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, целям инвестирования, допустимому риску и ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки при совершении сделок или инвестировании в финансовые инструменты, указанные в этой информации.
Данный материал создан и распространяется ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, адрес: Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, д.37). Компания имеет лицензии на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009, выданные ФСФР России.
Для получения информации о Компании, услугах, декларации о рисках, информационных документах по финансовым инструментам и связанным с ними рискам, а также иной подлежащей раскрытию информации (включая ссылку для обращения) рекомендуем посетить:
https://bcs.ru/regulatoryУслуги брокера не являются услугами банковскими, деньги, передаваемые по договору о брокерском обслуживании, не подлежат страхованию. Материал не реклама ценных бумаг. ООО «Компания БКС» и (или) её аффилированные лица осуществляют широкий спектр операций на финансовых рынках и могут иметь или уже иметь собственные вложения в финансовые инструменты, упомянутые в материале. Material может содержать информацию о финансовых инструментах, сделки по приобретению которых недоступны неквалифицированным инвесторам без прохождения установленной процедуры тестирования. Любой доход от инвестиций в финансовые инструменты может изменяться, а цена ценных бумаг и инвестиций может как расти, так и падать. Инвесторы могут потерять либо все, либо часть своих инвестиций.
ООО «Компания БКС» работает в России, данный материал может быть использован инвесторами на территории России с учетом российского законодательства. Материал не может быть распространен, скопирован, воспроизведен или изменен без письменного согласия ООО «Компания БКС». «БКС Мир инвестиций» используется ООО «Компания БКС» в качестве товарного знака.© 2025 ООО «Компания БКС». Все права защищены.