Средне-срочные тренды

Путь нефтепродуктов от добычи до реализации

Brent снизилась с 76 долларов за баррель в первом квартале 2025 года до 66 долларов. Urals в рублях упала сильнее — с 5900 до 4300 рублей. Тем не менее, автомобилисты платят за бензин всё больше. Ответ кроется в особенностях налогового режима нефтегазового сектора. Аналитики БКС разберут, какой сегмент более защищён сложившейся ситуации.

Главное

Предполагается средняя розничная цена АИ-95 в 62 рубля за литр в 2025 году с учетом механизма демпфера, что на 2% меньше текущей рыночной стоимости в Центральном федеральном округе. К концу года цена составит до 65 рублей за литр, а каждый последующий год будет прирастать на 2 рубля за литр.

Стоимость топлива варьируется в разных областях из-за местонахождения нефтеперерабатывающих заводов, оптовых складов и затрат на заправочные станции.

В среднем цена бензина по России составляет около одного рубля за литр меньше, чем в Центральном федеральном округе. В Москве цены на топливо выше, чем в Московской области, на 1,6–1,7 рубля за литр.

В апреле цена бензина на оптовом рынке выросла по сравнению с первым кварталом 2025 года из-за снижения компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам на 70%.

Существенное снижение разницы цен в сфере добычи нефти, при этом возможным заменителем поставок на НПЗ становится экспорт сырой нефти.

Выручка заводов по переработке нефти снизилась на 5%, а прибыль магазинов – на 3%.

Газпром нефть и Татнефть, являясь лидерами по переработке, отправляют на обработку свыше половины добываемого сырья.

Для работников нефтяной отрасли собственная сеть заправочных станций означает дополнительный доход и большую защиту от колебаний цен на нефть.

Газпромнефть («Позитивный» взгляд) и Лукойл («Позитивный») реализуют наибольшую долю продукции через собственные АЗС.

В деталях

Цены на бензин растут на заправках, несмотря на снижение стоимости нефти – является ли это противоречием?

В Центральном ФО стоимость бензина АИ-95 на заправках достигла не менее 63,5 руб./л, тогда как в январе-феврале цена не превышала 61 руб./л. С начала апреля котировки сырой нефти существенно снизились: Brent подешевела с $76 за баррель в I квартале 2025 г. до текущих $66, Urals для налогов — с $63 до $53. Из-за укрепления национальной валюты Urals в рублевом выражении упал еще сильнее — с 5900 руб. в I квартале 2025 г. до 4300 руб.

Повышение стоимости бензина во время снижения цен на нефть кажется странным, но это закономерно. Собственно, причина кроется в специфике налогов на отрасль нефти и газа.

Фокусировка на ценах сырой нефти недостаточно точна и не позволяет понять происходящее.

Достойное объяснение постепенного роста цены может быть в привязке к котировкам российской нефти. Обычно соотношение с рублевой ценой Urals держится около двух. Но в апреле такое объяснение не подходит. С 2010 года розничная цена бензина АИ-95 ежегодно росла на 6,4%. К концу 2024 года цена бензина АИ-95 для потребителей превысила 60 руб./л. Сейчас цена уже на 3,5 руб./л выше средней за прошлый год.

Экономика литра бензина

Как распределяются уплаченные сейчас 63,5 руб. за литр АИ-95

  • В бюджет пойдут 38 рублей, составляющих 60 процентов стоимости, как НДС, так и акциз на бензин, а также НДПИ на нефть.
  • Государство выделяет около 10 рублей на поддержку нефтепереработки: обратный акциз за переработку сырья, компенсация по демпферному механизму и инвестнадбавка за модернизацию нефтеперерабатывающего завода.
  • Доход розничных сетей АЗС, который позволит покрыть текущие расходы, составит приблизительно 15 рублей.
  • Цена бензина практически не влияет на операционные расходы по добыче нефти, её доставке до НПЗ в ЦФО и переработке на нём – менее 5 рублей за литр.
  • Считаем, что общая прибыль, доступная секторам добычи и переработки, по состоянию на данный момент довольно низка: 12 рублей за литр.

Какие величины включаем в свои вычисления?

Пример анализирует экономику гипотетического НПЗ в Центральном федеральном округе, продающего нефтепродукты на внутреннем рынке по ценам биржи розничной торговли.

  1. К объективным предпосылкам относятся розничные цены, биржевые котировки Санкт-Петербургской товарной биржа по оптовой торговле нефтепродуктами, данные о средних оптовых ценах Федеральной антимонопольной службы, ставки налога на добавленную стоимость и акцизы на нефтепродукты, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации.
  2. К достаточно точным предположениям относятся также размер расходов по добыче (4 доллара за баррель на скважине), данные по тарифу транспортировки нефти до НПЗ и приведенные к 2025 году затраты на переработку нефти на НПЗ.
  3. Распределение корзин нефтепродуктов на НПЗ может значительно различаться, обуславливаясь характеристиками завода. Это влияет и на размер получаемых компенсаций от государства, и на остающуюся маржу НПЗ. Распределение маржи между нефтепродуктами (бензина производят в два раза меньше, чем дизельного топлива) часто носит условный характер.
  4. Для изучения стоимости литра нефти применен обычный режим налогообложения добычи нефти (НДПИ), а не режим с более низким налогом на дополнительный доход (НДД).

Стоимость нефти уменьшается, а розничная цена бензина увеличивается. Это естественно.

Ценообразование по экспортным нетбэкам

Внутренние цены на нефтепродукты в России формируются по альтернативному методу из-за большого международного рынка. НПЗ могут экспортировать продукцию. Цена реализации нефтепродуктов в российском порту корректируется на транспортные расходы (минус для внутреннего рынка), государственную компенсацию НПЗ (минус) и с добавлением акциза и НДС. Для оптовых цен используют тонны (для сравнения: 10 тысяч рублей за тонну бензина равно 7,45 рублям за литр).

Повышение стоимости бензина на оптовом рынке обусловлено уменьшением субсидий.

Сравнение ценообразования бензина на 23 апреля и первый квартал 2025 года показало изменение двух ключевых компонентов для котировок: рублевая цена реализации бензина в порту снизилась на 16% до 44,8 тысячи рублей за тонну, а компенсация по демпферу нефтеперерабатывающим заводам сократилась на 70%, или на 11,2 тысячи рублей за тонну. Это перекрыло эффект от снижения цен, и оптовая цена выросла относительно средней в первом квартале 2025 года.

В условиях эмбарго и геополитических угроз рыночный механизм ценообразования был нарушен.

В 2022 году и начале 2023 года рыночный механизм не функционировал из-за разрыва сотрудничества международных трейдеров с российскими экспортерами. К концу 2022 года это было усилено объявлением ЕС о эмбарго на поставки российских нефтепродуктов и введением ценовых потолков. Во время действия запретов на экспорт нефтепродуктов со стороны Правительства РФ связь с зарубежными рынками была разорвана, а цена продукта корректировалась вниз.

  • Экспорт бензина производителями был запрещен с 21 сентября по 17 ноября 2021 года, с 1 марта по 20 мая 2024 года и с 1 сентября по 30 ноября 2024 года.
  • Ограничение на дизельное топливо было установлено 21 сентября 2021 года, а постепенное его снятие началось 6 октября 2021 года.

Что такое демпфер и почему он важен

С 2019 года действует демпфер для смягчения влияния внешних факторов на цены бензина и дизельного топлива внутри страны. При превышении экспортной альтернативы индикативной цены, указанной в Налоговом кодексе РФ, НПЗ получают от государства компенсацию. В случае же, когда индикативная цена выше экспортной альтернативы, например, во время пандемии, выплаты совершаются НПЗ в адрес государства.

Законно предусмотренные выплаты составляют не полную разницу, а 68% для бензина и 65% для дизельного топлива. Часть выплачиваемого демпфера государству компенсируется ростом НДПИ на добычу нефти, который ложится на сегмент добычи.

Для получения субсидии требуется поставка товара на внутренний рынок и контроль за оптовой ценой.

Чтобы демпфер при получении для НПЗ не потерял значение, оптовая цена бензина АИ-92 не должна превышать 110% индикативной цены, а дизельного топлива — 120%. Показатель обнулился в сентябре 2023 года на фоне роста цен на нефть, повлиявшего и на мировые цены на нефтепродукты. В августе 2021 года демпфер был близок к нулю.

Каким будет розничный курс на АИ-95?

Согласно прогнозу, основанному на работе механизма демпфера, средняя розничная цена АИ-95 в текущем году составит 62 руб./л, что незначительно ниже текущего уровня, и ежегодно будет расти на 2 руб./л. В первом квартале 2025 года при более высоких ценах на нефть в России средняя розничная цена АИ-95 составила 61 руб./л. К концу 2025 года ожидается, что розничная цена АИ-95 не превысит 64–65 руб./л.

Прогноз на среднесрочную перспективу предполагает ежегодную индексацию акцизов приблизительно на 4%, согласно законодательству для 2025-2027 годов. В 2024 году акциз на бензин возрос на 14%, а на дизельное топливо — на 16%. При реализации риска высокой индексации акцизов, которая может стать известна осенью при формировании следующего трехлетнего бюджета, оптовые и розничные цены будут изменены.

В связи с ограничением демпфера, которое зависит от индикативной цены АИ-92 по Налоговому кодексу РФ, полагаем, что оптовая цена АИ-95 (с акцизом и НДС) в текущем году не сможет превысить 71,8 тыс. руб./т (в настоящее время — 60,3 тыс. руб./т), а максимальная розничная цена не достигнет 72 руб./л.

В связи с ежегодным индексацией индикативных цен в Налоговом кодексе РФ на 3%, максимальная розничная цена также будет увеличиваться приблизительно на 3% годовых.

Какие звенья системы ценности уступают?

Сравнение динамики доходов и маржи по всем звеньям цепочки стоимости проведено на дату 23 апреля (период низких цен на нефть) и за I квартал ( Brent — $76, Urals — $63).

  • Розничная стоимость бензина увеличилась на 5%, поскольку замедлился процесс компенсации падения цен на экспортный бензин.
  • Доходы розницы незначительно меньше (-3%).
  • На НПЗ прибыль снижается из-за отрицательных цен на некоторые нефтепродукты, например, темные нефтепродукты, потому что для них отсутствует механизм демпфера. Внутренние цены на нефтепродукты отражают международные котировки, а укрепление рубля усугубило падение цен.
  • Уменьшился разрыв цен в нефтяной отрасли, где возможен экспорт необработанной нефти вместо поставки на нефтеперерабатывающие заводы.
  • Налоговые сборы с нефти и газа, включающие акцизы, уменьшатся на 23%, однако для заводов по переработке нефти (НПЗ), ориентированных на внутренний рынок, остаются почти неизменными из-за уменьшения демпфера. С учетом НПЗ, ориентированных на экспорт и не получающих демпфер, общий размер налогов с нефти и газа существенно снижается.

Удаётся ли всегда розничным сетям АЗС добиться успеха?

Цены на АЗС под контролем. ФАС контролирует розничные и мелкооптовые цены, проверяя экономическую обоснованность каждой котировки. При необходимости служба запросит у участников рынка информацию об обосновании оптовых цен. В случае обнаружения завышений ФАС выносит предписание о корректировке цен с угрозой применения на первом этапе административных штрафов.

Доходы сейчас высокие, хотя кризис случился сравнительно недавно — осенью 2023 года. Летом продажи топлива на АЗС могут снижаться из-за роста оптовых цен в период повышенного спроса.

В конце лета-осенью 2023 года цены на нефть заметно выросли, а экспортная логистика адаптировалась к санкциям. В таких условиях оптовые цены стремительно росли, что отразилось на доходах розничных сетей. Ситуация продлилась до вмешательства правительства РФ временным запретом на экспорт бензина и дизельного топлива. Это привело к расхождению цен на топливо у независимых сетей АЗС (которые были на пару рублей выше) и сетей АЗС, принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, которые могли не допускать высокого повышения розничных цен.

Экономика переработки в деталях

Прибыль НПЗ формируется не только за счет продажи нефтепродуктов, но и государственных выплат. В нынешней ситуации любое предприятие такого типа может получить минимум треть дохода в виде субсидий от государства.

  1. С 2019 года действует обратный акциз на нефтяное сырье для поддержки нефтеперерабатывающих заводов вследствие полной смены экспортной пошлин на нефть налогом на добычу полезных ископаемых.
  2. Суммы компенсаций для нефтеперерабатывающих заводов остаются значительными, даже при падении стоимости сырой нефти.
  3. Инвестиционная надбавка за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, хоть и небольшая по размеру в доходах, заработала со второго квартала 2021 года. Для получения этой надбавки НПЗ должны были заключить с государством соответствующие договоры. Как правило, такую надбавку получают крупные российские нефтеперерабатывающие заводы.

Главной статьей расходов НПЗ является покупка сырья — сырой нефти.

В расчёте на литр переработанной нефти операционные расходы невелики. Крупные российские НПЗ тратят от одного до одного с половиной рублей. При применении процессинга затраты могут составить два-три рубля, что всё равно не является значительной суммой по сравнению со стоимостью бензина.

Нефтяные предприятия: реализация топлива на территории России и посредством заправочных станций.

Переработка нефти и собственность сети заправочных станций позволяют нефтяным компаниям получать дополнительный доход, который можно эффективно использовать, а также обеспечивают более устойчивый сегмент сбыта при падении цен на нефть.

В России располагается примерно 23–24 тысячи заправочных станций, рынок которых отличается высокой степенью фрагментации. Шесть ведущих нефтяных компаний контролируют около 40% рынка.

L
ЛУКОЙЛ
LKOH

6 573,5
+0,59%
S
Газпром нефть
SIBN

542,15
-0,29%

Нефтяные компании реализуют добываемую нефть через собственные АЗС по-разному. Газпром нефть («Позитивный» взгляд»), Лукойл («Позитивный» взгляд») и Татнефть реализуют больше продукции через собственные заправки (мы предполагали суточную реализацию 19 т на одной АЗС). Доля реализации через АЗС меньше у Роснефти и Сургутнефтегаза.

Газпром нефть и Татнефть уделяют больше внимания переработке нефти в России. Свыше половины добываемой ими нефти направляется на переработку, а доля выручки от реализации нефтепродуктов на территории России превышает 30%. Лукойл также поставляет на собственные НПЗ более 50% добываемой в РФ нефти, но вклад продажи нефтепродуктов в России, по нашим оценкам, относительно мал (15%) из-за значительного международного трейдинга нефти и нефтепродуктов.

О скидках на российскую нефть говорят много, но подобная ситуация и с продуктами переработки нефти.

Стоимость продажи нефтепродуктов в российских портах, которая определяет цены внутри страны, зависит не только от ситуации на мировом рынке энергоресурсов, но и от скидок, действующих для российского сырья в настоящее время.

В 2022 году международные цены на светлые нефтепродукты были очень высокими: премия АИ-92 выросла на 60% по сравнению с 2021 годом, а на дизтопливо — в четыре раза. Такая ситуация была частично вызвана опасениями сокращения поставок нефтепродуктов из России. За последние два года премии постепенно снижаются, в том числе вследствие умеренного уменьшения темпов роста потребления жидких углеводородов.

Цены на реализацию нефтепродуктов в российских портах для экспорта также движутся по тренду экспортных поставок сырой нефти: скидки растут после объявления санкций (например, 10 января 2025 года) и со временем постепенно уменьшаются с адаптацией цепочек экспортных поставок.

БКС Мир инвестиций

Эта информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты или сделки, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, целям инвестирования, допустимому риску и (или) ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки при совершении сделок или инвестировании в финансовые инструменты, указанные в этой информации.
Материал создан и распространяется ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, адрес: 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, д.37). Компания имеет лицензии на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009, выданы ФСФР России.
Для получения информации о Компании, услугах, декларации о рисках, информационных документах по финансовым инструментам и связанным с ними рискам, а также иной подлежащей раскрытию информации (включая ссылку для обращения), рекомендуем посетить:
https://bcs.ru/regulatoryУслуги брокера не являются банковскими, а средства, переданные по договору, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках РФ».
Материал не является рекламой ценных бумаг.
Обращаем внимание на конфликт интересов, который возникает из-за того, что ООО «Компания БКС и (или) ее аффилированные лица осуществляют широкий спектр операций и предоставляют множество разных услуг на финансовых рынках, в связи с чем могут иметь собственные вложения в упомянутые финансовые инструменты или оказывать услуги по их размещению.
Любой доход от инвестиций может изменяться, а цена ценных бумаг может как расти, так и падать. Инвесторы могут потерять часть или все свои инвестиции. Историческая динамика котировок не определяет будущих результатов. Курсы обмена валют могут также повлиять на цену, стоимость или доход от ценных бумаг.
ООО «Компания БКС работает в России и предоставляет данный материал для использования инвесторами на территории России с учетом российского законодательства.
Распространение, копирование, воспроизведение или изменение материала без письменного согласия ООО «Компания БКС» запрещено. Дополнительную информацию можно получить в Компании по запросу.

Выбирайте рост:

Стратегии с доходностью от 30%

Открыть счет