Средне-срочные тренды

Цепочка стоимости: от добычи нефти до конечного покупателя

Изображение: img.freepik.com

Brent снизилась с $76 за баррель в первом квартале 2025 года до нынешних $66, Urals в рублях упала ещё сильнее — с 5900 до 4300 рублей. Тем не менее автовладельцы платят за бензин всё больше. Ответ кроется в особенностях налогового режима нефтегазового сектора. Аналитики БКС помогут разобраться, какой сегмент более защищён сложившейся ситуации.

Главное

Предполагаемый средний розничный прайс АИ-95 к 2025 году с учётом механизма демпфера составит 62 руб./л, что на 2% меньше текущей рыночной стоимости в Центральном федеральном округе. К концу года цена может достигнуть 65 руб/л, а далее ежегодно увеличиваться на 2 руб./л.

Стоимость нефтепродуктов варьируется между регионами из-за местоположения заводов и баз розничных продаж, а также затрат на работу автозаправочных станций.

Средняя стоимость бензина в России примерно на один рубль за литр меньше, чем в Центральном федеральном округе. В столице цена топлива выше на 1,6-1,7 рубля за литр по сравнению с Московской областью.

В апреле оптовая цена бензина выросла по сравнению с первым кварталом 2025 года из-за сокращения демпферных выплат для нефтеперерабатывающих заводов на 70%.

В нефтедобывающем секторе наблюдается существенное снижение разницы цен между продажей нефти на НПЗ и ее экспортом сырой.

Прибыль нефтеперерабатывающих заводов снизилась на 5%, выручка розничных сетей уменьшилась на 3%.

Газпромнефть и Татнефть, являющиеся лидерами в сфере переработки, перерабатывают свыше половины извлекаемой нефти.

Владельцам сфер добычи нефти собственная сеть заправочных станций обеспечит дополнительный доход и более безопасную реализацию продукции в периоде падения цен на нефть.

Газпромнефть («Позитивный» взгляд) и Лукойл («Позитивный») реализуют продукцию преимущественно через собственные АЗС.

В деталях

Цены на бензин растут на заправках, хотя стоимость нефти снижается.

В Центральном федеральном округе стоимость бензина АИ-95 на заправках достигла не менее 63,5 рублей за литр, хотя в январе-феврале цена не превышала 61 рубля за литр. С начала апреля цены на сырую нефть снизились. Brent подешевела с $76 за баррель в первом квартале 2025 года до нынешних $66, Urals для налогов — с $63 до $53. Из-за укрепления национальной валюты Urals в рублевом выражении упал еще сильнее — с 5900 рублей в первом квартале 2025 года до 4300 рублей.

Повышение стоимости топлива при снижении цен на нефть кажется странным явлением, но таковое объяснение вполне возможно. Причина кроется в специфике налогообложения отрасли добычи и переработки газа и нефти.

Ориентироваться только на котировки сырой нефти недостаточно для понимания сегодняшних колебаний цен.

Наиболее логичным объяснением роста цены бензина могла бы быть ее привязка к котировкам российской нефти. Соотношение с рублевой ценой Urals исторически держится около двух. Однако в апреле это объяснение не подходит. С 2010 года розничная цена на бензин АИ-95 ежегодно росла в среднем на 6,4%. По итогам 2024 года цена бензина АИ-95 для конечного потребителя превысила 60 руб./л. Текущая цена уже на 3,5 руб./л выше средней за прошлый год.

Экономика литра бензина

Как распределяются уплаченные сейчас 63,5 руб. за литр АИ-95

  • Государство возьмет с продажи 38 рублей (60% от стоимости).
  • Государство выделяет около 10 рублей на поддержку нефтепереработки: обратный акциз за переработку сырья, компенсация по демпферному механизму, инвестнадбавка за модернизацию НПЗ.
  • Доход розничных сетей АЗС, который позволит им покрыть расходы, составит около 15 рублей.
  • В себестоимости бензина прямые затраты на добычу нефти на скважине, её доставку до условного НПЗ в ЦФО и переработку на НПЗ составляют менее 5 рублей за литр.
  • По нашим подсчётам, общая маржа, приходящаяся на добычу и переработку, пока невелика: 12 рублей за литр.

Какие величины включаем в вычисления?

В примере исследуется экономика вымышленного НПЗ в Центральном федеральном округе, торгующего производимыми нефтепродуктами на внутреннем рынке по оптовым котировкам биржах.

  1. К объективным основаниям относятся розничные цены, биржевые котировки Санкт-Петербургской биржи по оптовой торговле нефтепродуктами и данные о средних оптовых ценах ФАС, а также ставки НДС и акцизов на нефтепродукты, указанные в Налоговом кодексе РФ.
  2. К достаточно точным предположениям относятся размер расходов по добыче (4 доллара за баррель на скважине), данные по тарифу транспортировки нефти до НПЗ и приведенные к 2025 году затраты на переработку нефти на НПЗ.
  3. Характеристика завода влияет на распределение продуктовых корзин нефтепродуктов на НПЗ, что сказывается на размерах компенсаций от государства и остающейся марже предприятия.
  4. Для анализа распределение цены за литр использован стандартный режим налогообложения добытой продукции на нефть, а не режим с более низкой ставкой налога на дополнительный доход.

Стоимость черного золота падает, а розничная цена топлива увеличивается. Такое явление естественно.

Ценообразование по экспортным нетбэкам

Цены на нефтепродукты в России формируются по методу альтернативы из-за большого международного рынка. НПЗ могут продавать продукцию за рубежом.
Внутренние цены корректируются с учетом транспортных расходов (для российского рынка снижение), демпферной компенсации от государства НПЗ, а также акциза и НДС. При работе с оптовыми ценами используется тонна (пример: 10 тысяч рублей за тонну бензина эквивалентны 7,45 рублям за литр).

Подорожание бензина на оптовом рынке связано с уменьшением субсидий.

В сравнении с ценами бензина 23 апреля и первым кварталом 2025 года два важных фактора изменились: рублевая цена реализации бензина в порту уменьшилась на 16% до 44,8 тыс. рублей за тонну, а компенсация по демпферу для НПЗ сократилась на 70%, или на 11,2 тыс. рублей за тонну. Из-за этого общий эффект перекрылся, и оптовая цена возросла относительно средней в первом квартале 2025 года.

В эпоху экспортных ограничений и глобальных опасностей рыночная стоимость не формировалась должным образом.

В 2022 и начале 2023 года рыночный механизм не функционировал из-за прекращения взаимодействия международных трейдеров с российскими экспортерами. К концу 2022 года эмбарго ЕС на поставки российских нефтепродуктов и введение ценовых потолков дополнительно нарушили работу рынка. Во время действия запретов на экспорт нефтепродуктов со стороны Правительства РФ связь с зарубежными рынками была разорвана, и цена продукта, по которому действовал запрет на экспорт, снижалась.

  • С 21 сентября по 17 ноября 2021 года, с 1 марта по 20 мая 2024 года и с 1 сентября по 30 ноября 2024 года действовал запрет на экспорт бензина производителями.
  • Ограничение на дизельное топливо ввели 21 сентября 2021 года, постепенно снимая его с 6 октября 2021 года.

Что такое демпфер и почему он важен

В 2019 году был введен демпфер для смягчения воздействия внешних факторов на цены бензина и дизельного топлива внутри страны. При превышении экспортной цены над установленной индикативной ценой из Налогового кодекса РФ, государство выплачивает НПЗ компенсацию. В случае же, когда индикативная цена выше экспортной альтернативы, как происходило во время пандемии, НПЗ перечисляют средства государству.

Законом установлены выплаты в размере 68% от разницы цен для бензина и 65% для дизельного топлива. Часть выплачиваемого демпфера государству компенсируется ростом НДПИ на добычу нефти, который возлагается на сегмент добычи.

Чтобы получить демпфер, товары должны поставляться на внутренний рынок и осуществляться контроль за оптовыми ценами.

Чтобы демпфер по получению для НПЗ не обнулился, оптовая цена бензина АИ-92 не должна превышать 110% индикативной цены, а дизельного топлива — 120%. В августе 2021 года демпфер был близок к обнулению, а в сентябре 2023 года он обнулился из-за роста цен на нефть, повлиявшего и на международные цены на нефтепродукты.

Какова будет розничная цена АИ-95?

Наш базовый прогноз, основанный на работе механизма демпфера, указывает на среднюю розничную цену бензина АИ-95 в 62 рубля за литр в текущем году – это небольшое снижение по сравнению с нынешним уровнем. В дальнейшем ожидается ежегодный рост на 2 рубля за литр. В первом квартале 2025 года при значительно более высоких ценах на нефть в России средняя розничная цена АИ-95 составила 61 рубль за литр. К концу 2025 года мы прогнозируем розничную цену АИ-95 не выше 64–65 рублей за литр.

В прогнозе на среднесрочную перспективу предусмотрена ежегодная индексация акцизов около 4%, как указано в законодательстве на период с 2025 по 2027 год. В 2024 году акциз на бензин вырос на 14%, а на дизтопливо — на 16%. При реализации риска высокой индексации акцизов, о которой может стать известно осенью при формировании следующего трехлетнего бюджета, оптовые и розничные цены будут соответственно увеличены.

Ввиду закона об ограничении демпфера на АИ-92, зависящего от цены по Налоговому кодексу РФ, предполагаем, что оптовая цена АИ-95 (с акцизом и НДС) в текущем году не сможет превысить 71,8 тыс. руб./т (сейчас 60,3 тыс. руб./т), а максимальная розничная — 72 руб./л.

Индикативные цены, указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации, ежегодно индексируются на 3 %, поэтому максимально допустимая розничная цена также будет возрастать приблизительно на 3 % annually.

Какие участки цепочки создания стоимости отстают.

Анализируем изменение доходов и прибыльности по каждому этапу создания стоимости к 23 апреля (когда цены на нефть были низкими) и в первом квартале ( Brent — $76, Urals — $63).

  • Розничная стоимость бензина повысилась на 5%, вследствие уменьшения компенсации, полностью покрывающей потерю от снижения цены экспорта.
  • Доходы розницы снизились на три процента.
  • На НПЗ маржа отрицательная из-за отсутствия механизма демпфера для ряда продукции, например, темных нефтепродуктов. Внутренние цены снизились вслед за международными котировками, а крепкий рубль усугубил падение.
  • В отрасли добычи наблюдается существенное сужение разницы цен при сравнении с экспортом сырой нефти.
  • Налоговые сборы с нефти и газа уменьшатся на 23%, но для предприятий по переработке нефти, работающих на внутреннем рынке, изменение размера демпфера почти незаметно. Благодаря этому общий размер налогов с нефти и газа значительно снизится, поскольку предприятия по переработке нефти, ориентированные на экспорт, не получают демпфер.

Удаётся ли всегда розничным сетям АЗС добиться успеха?

Цены на АЗС под контролем. ФАС контролирует розничные и мелкооптовые цены, проверяя их соответствие экономическим обоснованиям. При необходимости служба запросит обоснование оптовых цен. Если будут выявлены завышения, ФАС выдаст предписание о корректировках с угрозой административных штрафов на первом этапе.

Доход сейчас максимальный, хотя кризис произошел недавно — осенью 2023 года. При равных условиях летние месяцы оказывают давление на доходы заправочных станций, получаемых от продажи топлива, поскольку оптовые цены растут в период повышенного спроса.

В конце лета-осенью 2023 года нефтяные цены существенно возросли, а логистика экспорта адаптировалась к санкциям. В результате оптовые цены стремительно поднимались, что влияло на доходы розницы. Ситуация привела к расхождению стоимости топлива у независимых сетей АЗС (были и на пару рублей выше) и сетей АЗС, принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, которые могли не допускать высокого повышения своих розничных цен, до вмешательства правительства РФ с временным запретом на экспорт бензина и дизельного топлива.

Экономика переработки в деталях

НПЗ зарабатывают не только продавая нефтепродукты, но и получая деньги от государства. Как минимум треть дохода любого НПЗ даже сейчас может быть в виде субсидий от государства.

  1. В 2019 году ввели обратный акциз на нефтяное сырье для помощи НПЗ после того, как отрасль полностью отказалась от экспортной пошлины на нефть. Размер пошлины был перенесен в НДПИ.
  2. Компенсационные выплаты позволяют нефтеперерабатывающим заводам сохранять высокий уровень доходов даже при падении цен на нефть.
  3. Надбавка за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, не сильно влияющая на доходы, вступила в силу во втором квартале 2021 года. Получить её могли только НПЗ, заключившие с государством соответствующие соглашения. Обычно данную надбавку получают крупные российские НПЗ.

Основная статья расходов НПЗ – покупка сырой нефти как исходного материала.

Расходы на переработку нефти сравнительно невелики. Современные российские НПЗ тратят от одного до полутора рублей за литр. При использовании дополнительного процесса обработки затраты могут вырасти до двух-трех рублей на литр, что все равно не представляет значительной суммы по сравнению с ценой бензина.

Нефтяные компании: реализация нефтепродуктов на территории России и посредством заправочных станций.

Переработка нефти и создание собственных заправочных станций позволяют нефтяным компаниям получать дополнительные доходы, которые можно эффективно использовать. Такой подход также создает более защищенный сегмент реализации при падении цен на нефть.

В России существует примерно 23–24 тысячи заправочных станций, рынок которых достаточно раздроблен. Шесть крупных нефтяных компаний занимают около 40% рынка.

Для реализации добываемой нефти нефтяные компании используют собственные АЗС, которые отличаются друг от друга. Газпром нефть, Лукойл и Татнефть реализуют относительно большую часть своей продукции через свои АЗС (предполагаемая суточная реализация 19 т на одной АЗС), а Роснефть и Сургутнефтегаз — меньшую долю.

Газпром нефть и Татнефть больше других компаний ориентируются на переработку нефти в России. Более половины добываемой ими нефти направляется на переработку, а вклад в общую выручку от реализации нефтепродуктов в РФ превышает 30%. У Лукойла, также поставляющего на собственные НПЗ более 50% добываемой в России нефти, вклад продажи нефтепродуктов в России, по нашим оценкам, мал (15%) из-за большого объёма международной торговли нефтью и нефтепродуктами.

О скидках на российскую нефть говорят много, но подобная ситуация наблюдается и с нефтепродуктами.

Цены продажи нефтепродуктов в русских портах, определяющие внутренние рыночные цены, формируются не только под влиянием мирового рынка энергоресурсов, но и дисконтами, действующими сейчас конкретно на российские нефтяные сорта.

В 2022 году международные цены на светлые нефтепродукты были очень высоки: премия на АИ-92 увеличилась на 60% по сравнению с 2021 годом, а на дизтопливо — в четыре раза. Такая ситуация частично объясняется опасениями сокращения поставок нефтепродуктов из России. В последние два года премии постепенно снижаются, в том числе из-за умеренного снижения темпов прироста потребления жидких углеводородов.

Цены на реализацию нефтепродуктов в российских портах для экспорта следуют тренду экспорта сырой нефти: после объявления санкций (например, 10 января 2025 г.) дисконты увеличиваются и со временем постепенно уменьшаются при адаптации цепочек поставок.

Данные сведения не представляют собой индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Финансовые инструменты или операции, упомянутые в тексте, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, целям инвестирования, допустимому риску и (или) ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки при осуществлении сделок или инвестировании в финансовые инструменты, указанные в данном материале.
Данный материал разработан и распространен ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, местонахождение: 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, д.37, лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, лицензия на осуществление дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009, выданы ФСФР России).
Рекомендовано ознакомиться с информацией о Компании и услугах, декларацией о рисках, информационными документами по финансовым инструментам и связанным с ними рискам, иной подлежащей раскрытию информацией (включая ссылку на страницу для обращения/жалобы) по ссылке.
https://bcs.ru/regulatoryУслуги брокера не являются банковскими, передаваемые средства не подлежат страхованию по закону от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ.
Материал не рекламирует ценные бумаги. В связи с широким спектром услуг и операций на финансовых рынках ООО «Компания БКС» и его аффилированные лица могут иметь или уже имели вложения в упомянутые инструменты, совершать сделки с ними для клиентов, заключать договорные отношения с эмитентами. Сотрудники компании могут исполнять функции членов советов директоров или наблюдательных советов эмитентов.
Материал может содержать информацию о инструментах, доступных только квалифицированным инвесторам. Инвестиции сопряжены с рисками, доход и цена ценных бумаг могут меняться, историческая динамика не гарантирует будущих результатов. Курсы обмена валют и валютные риски также могут влиять на стоимость инвестиций.
ООО «Компания БКС» работает в России, данный материал предназначен для инвесторов в России с учетом российского законодательства. Распространение, копирование, воспроизведение или изменение материала без письменного согласия ООО «Компания БКС» запрещено.
«БКС Мир инвестиций» является товарным знаком ООО «Компания БКС».
© 2025 ООО «Компания БКС». Все права защищены.