Средне-срочные тренды

Возобновляется покрытие Совкомфлотом после пересмотра

Изображение: img.freepik.com

Возобновляем аналитическое покрытие акций Совкомфлота после пересмотра. Значительно понизили финансовые прогнозы на 2025–2026 годы из-за санкций, введенных в январе. Предполагаем, что часть танкеров прекратит активную транспортировку нефти и нефтепродуктов. Новая целевая цена – 80 руб. за акцию, что на 47% ниже предыдущей. Потенциал снижения 22% предполагает «Негативный» взгляд.

Главное

• Поместили бумагу на пересмотр 13 январяФинансовое положение компании по-прежнему вызывает много вопросов.

Главное затруднение – остановка работы некоторых кораблей вследствие новых ограничений. Это, прежде всего, негативно скажется на доходах.

Все суды имеют затраты на содержание (персонал и т.п.), значительная часть которых будет трудно уменьшить.

Выплата дивидендов за 2024 год возможна, хотя менеджмент ранее заявлял о готовности отдать на них 50% чистой прибыли, внешний шок может сдвинуть планы.

Из-за снижения чистой прибыли стоимость акций Совкомфлота… Р/Е 40,6х на 2025 г. и выглядит слишком дорого.

Отчетность за четвертый квартал 2024 года (7 марта), возможное решение о выплате дивидендов весной, а также результаты за первый и второй кварталы 2025 года.

В деталях

Ожидается существенное снижение доходов Совкомфлота в 2025 году.

Вследствие введенных санкций часть танкеров Совкомфлота будет стоять без работы. Это спровоцирует существенное падение выручки, исчисляемой по тайм-чартерному эквиваленту (без расходов на рейсы и комиссии). Прогноз на 2025 год — 95 млрд руб. (общая выручка 132 млрд руб.) против ожидаемых 136 млрд руб. в 2024 г. (общая выручка 170 млрд руб.) — предполагает снижение выручки в тайм-чартерном эквиваленте более чем на 30%.

Динамика выручки определяется многими факторами. Её снижение может быть как значительным, так и не столь выраженным. Возможна частичная (или полная) отмена санкций против танкеров Совкомфлота, что позволит компании вернуть танкеры в транспортировку. Такой сценарий пока считаем маловероятным, но всё же возможным.

При отсутствии быстрого и пропорционального снижения расходов EBITDA может упасть на 50% год к году, а прибыль — на 88%, с 49 млрд руб. в 2024 г. до 6 млрд руб. в 2025 г. Ранее компания показывала небольшую прибыль — около 3 млрд руб. в 2021 г., а в 2017–2018 гг. убыток. Таким образом, прибыль по итогам 2022–2024 гг. можно считать скорее следствием санкций.

Ожидается, что Совкомфлот в будущем разрешит вопрос убыточности простаивающих танкеров. В консервативном сценарии количество судов компании может уменьшиться, способствуя увеличению чистой прибыли к 2026 году за счёт сокращения расходов на обслуживание флота. Будущие ставки фрахта представляют собой фактор риска. В данный момент предполагается постепенное снижение тарифов на фрахт.

Слишком ранний отскок? Ожидаем отчет 7 марта.

Акции Совкомфлота снижались в 2024 году после пика конца 2023 года, несмотря на высокие квартальные прибыли по сравнению с историческими показателями. Компания представит отчет за IV квартал 7 марта, который может стать самым слабым за прошедший год. Прибыль, предположительно, составила около 5 млрд рублей в квартале и 49 млрд рублей за год. В среднесрочной перспективе без конкретных мер по снятию санкций, если надежды на быстрое их отмена не оправдаются, котировки могут быть скорректированы после избыточного роста, вызванного ожиданиями быстрой геополитической разрядки.

Дивиденды за 2024 г. под вопросом, за 2025 г. — могут отсутствовать

Руководство Совкомфлота неоднократно заявляло о намерениях следовать политике дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли. При положительном решении дивиденды за 2024 год могут составить около 10,2 рубля на акцию. Однако руководство может отказаться от выплаты из-за существенного падения выручки. На текущий момент мы считаем выплату вполне вероятной.

Дивидендные ожидания выглядят сложнее. Чистая прибыль по итогам 2025 года может быть существенно ниже, чем в 2024 году, что приведет к небольшим дивидендам или отказу от них. При этом сокращение инвестиционных расходов оставит компанию с положительным свободным денежным потоком. Компания оптимизировала свою долговую нагрузку, и снижение прибыли не должно вызвать финансовых проблем.

Ждем падения дивидендов

В 2023 году Совкомфлот дважды раздал дивиденды: за девять месяцев и год. В 2024 году дивиденды, скорее всего, снизятся — промежуточных выплат не было, а вопрос о годовых еще открыт. Несмотря на это, вероятность выплаты остается высокой. В дальнейшем размер дивидендов может быть под вопросом из-за прогнозируемого падения чистой прибыли в 2025 году.

Предполагаемое снижение расходов инвесторов поможет Совкомфлоту сохранить свободный денежный поток на положительном уровне. 2023–2024 гг. могут стать периодом высокого финансового результата из-за роста фрахтовых ставок под влиянием санкций.

Ждем более слабого IV квартала

7 марта Совкомфлот представит отчет за четвёртый квартал. Данные окажутся важными для определения базы выплаты дивидендов по итогам года при принятии компанией такого решения. Публичные комментарии о влиянии январских санкций со стороны США на будущие результаты отсутствуют из-за сложности и деликатности вопросов, связанных с санкциями. Однако возможно, что четвёртый квартал окажется чуть слабее, чем второй и третий.

Риски для инвестиционного кейса

В 2025 году падение выручки спровоцировано санкциями, принятыми в январе. вероятность — высокая, влияние — высокое.

Ужесточение/ослабление санкционного давления на танкеры/компанию: вероятность — низкая, влияние — высокое.

Продажа кораблей возможна при отсутствии смягчения санкций. вероятность — средняя, влияние — высокое.

Изменение стоимости перевозки грузов из-за геополитических и макроэкономических опасностей. вероятность — средняя, влияние — высокое.

Внесем коррективы в прогнозы, учитывая ожидаемый спад доходов и прибыли.

Прогноз выручки на 2025 год уменьшен на 36%, EBITDA — на 64%, чистой прибыли — на 91%. Из-за сильного снижения прогнозов ухудшилась и оценка компании. Возможно, прогнозы могли бы еще больше измениться, но стабилизация оценки инвестрасходов сохранила наш прогноз свободного денежного потока.

В 2026 году ожидается улучшение ситуации по сравнению с 2025 годом, хотя неопределенность сохраняется на высоком уровне. Предполагается, что компания преодолеет проблему убыточности части санкционного флота. Неработоспособность некоторых судов влечет за собой эксплуатационные расходы, которые сейчас покрываются работой остальных (внутренние каботажные перевозки, неподсанкционные суда и др.). Однако это существенно снижает прибыль компании. Так, в 2025 году прибыль может упасть до 6 миллиардов рублей (и даже меньше).

Необходимо следить за будущим курсом ставок фрахта. В настоящий момент предполагается постепенное снижение тарифов на нефтеналивные танкеры и продуктовозы в 2026 году и 2027 году. Несмотря на это, ожидаемый положительный финансовый результат за 2025 год будет значительно ниже ранее сделанных оценок.

БКС не согласна с общим мнением: рынок пока не изменил свою оценку.

Текущий консенсус-прогноз представляется излишне оптимистичным. Рынок не полностью пересмотрел прогнозы с учетом новых санкционных реалий после ограничения на танкеры Совкомфлота в январе 2025 года. В 2025 году ожидаемая выручка составит 132 млрд рублей, что на 6% ниже консенсуса (141 млрд рублей). Прогноз EBITDA будет на 51% ниже консенсусного — 46 млрд рублей против 92 млрд рублей. Высокая неопределенность касательно загрузки подсанкционного флота привела к существенному снижению прогнозов финансовых показателей на 2025 год.

Оценка: «Негативный» взгляд

Оценку Совкомфлота пересмотрели с учётом прогнозируемого снижения доходов и прибыльности. Важно помнить, что это лишь один из возможных вариантов развития событий. Нельзя исключать как меньшее падение прибыли в 2025 году, так и более благоприятные сценарии по выручке при снятии ограничений с флота.

Мы имеем негативный взгляд на акции Совкомфлота с прогнозируемой стоимостью акций через 12 месяцев в размере 80 рублей за акцию. С учетом новых прогнозов акции Совкомфлота торгуются с мультипликатором Р/E, равным 40,6 для 2025 года. Возможное восстановление прибыли в 2026 году может привести к нормализации коэффициента P/E до 13x к 2026 году.

Возобновляем покрытие с «Негативным» взглядом

По нашему мнению, бумага переоценена, а рынок может не до конца понимать масштабы снижения выручки, прибыли и стоимости компании. Будущее Совкомфлота остается неопределенным. Ясность появится после публикации финансовых результатов за I и особенно II квартал 2025 года.

Предоставляемая информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Финансовые инструменты или сделки, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему финансовому положению, целям инвестирования, допустимому риску и (или) ожидаемой доходности. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки при совершении сделок или инвестировании в указанные финансовые инструменты.
Данный материал создан и распространяется ООО «Компания БКС» (ОГРН 1025402459334, адрес: Россия, Новосибирск, ул. Советская, д. 37). Компания имеет лицензии ФСФР России на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 от 10.01.2001, дилерской деятельности № 154-04449-010000 от 10.01.2001 и депозитарной деятельности № 154-12397-000100 от 23.07.2009.
О Компании, услугах, декларации о рисках, информационных документах по финансовым инструментам и связанным с ними рискам, а также другой подлежащей раскрытию информации (включая ссылку для обращения (жалобы)) ознакомьтесь по ссылке:
https://bcs.ru/regulatoryThis text appears to be a disclaimer and legal notice from a Russian financial company, **ООО «Компания БКС»** (hereinafter referred to as BKS). Let’s break down the key points:
**1. Disclaimer:**
* **Investment Risks:** The text clearly states the inherent risks associated with investments: market fluctuations, potential for loss of principal, impact of currency exchange rates, etc. It emphasizes that past performance is not indicative of future results.
* **Investment Advice:** While BKS provides investment analysis and recommendations («Взгляд от Дирекции инвестиционной аналитики БКС»), these should not be construed as financial advice tailored to individual investor needs.
* **Material Restrictions:** The text restricts the distribution, copying, reproduction, or modification of the material without explicit written consent from BKS.
**2. Legal Notice:**
* **Jurisdiction:** The material is intended for use in Russia and complies with Russian legislation.
* **Trademark Information:** «БКС Мир инвестиций» («BKS World of Investments») is a trademark owned by BKS.
* **Copyright:** The content is protected by copyright © 2025 ООО “Компания БКС”. All rights reserved.
**3. Methodology for Investment Analysis:**
The text briefly outlines BKS’s approach to determining investment views («Взгляд»):
* Analysts set target prices for stocks over a 12-month horizon based on various valuation methods (e.g., P/E ratio, discounted cash flow).
* Excess return is calculated as the difference between the target price and the current price, factoring in expected dividends.
* «Positive» view: Excess return > 10%.
* «Neutral» view: -10% to +10% excess return.
* «Negative» view: Excess return < -10%. **Overall:** This disclaimer emphasizes the risks associated with investing, restricts the use of the material, and clarifies BKS's position as a provider of investment analysis rather than personalized financial advice.