Саморегулируемое падение курса рубля грозит риском.

Алексей Заботкин, заместитель председателя Банка России, в Госдуме сообщил: несоответствие процентных ставок инфляционным ожиданиям вызовет устойчивое ослабление рубля. По его мнению, это создает риски «турецкого сценария». ИнтерфаксВ ходе следующего заседания Центробанк определит, нужно ли повысить процентную ставку.
Ожидания инфляции и девальвации могут запустить процесс ослабления курса рубля, утверждает Заботкин. Укрепление этого процесса ведет к росту девальвационных ожиданий — если процентные ставки по рубли недостаточны для компенсации этих опасений граждан и компаний, то происходит переток в иностранные валюты и активы. Граждане переводят свои сбережения, а компании денежные остатки, что в свою очередь еще больше ослабляет рубль.
По турецкой лире последних лет хорошо видно, как это происходит. Несмотря на множество мер, властям Турции пока не удается изменить девальвационный тренд. За годы мягкой макроэкономической политики и процентных ставок ниже фактической инфляции маховик девальвационных ожиданий раскрутился настолько быстро, что остановить его сейчас крайне сложно.
Чтобы предотвратить падение курса валюты под действием инфляции и ожидания ее обесценивания, необходим определенный процентный уровень, сказал заместитель председателя ЦБ.
Заботкин указал на снижение экспорта и быстрый рост импорта, стимулируемого внутренним спросом, как факторы, влияющие на курс рубля. Санкции, добровольные экспортные ограничения и замедление мировой экономической активности негативно сказываются на объёме экспорта. Волатильность курса, по словам зампреда ЦБ, отражает колебания внешних условий.
Снижение курса рубля за последние месяцы не следует рассматривать как самодостаточный фактор роста инфляции, подобно резкому падению цен на сырьевые ресурсы. Важно понимать его как важный и предвосхищающий индикатор возросшего устойчивого спроса и давления инфляционного характера в экономике — отметил Заботкин. Задача состоит в том, чтобы рост внутреннего спроса соответствовал производственным возможностям экономики и ее возможности импортировать ресурсы, определяемые экспортом.
Также зампред Банка России отметилНа ближайшем заседании в октябре ЦБ оценит целесообразность повышения ключевой ставки. Заботкин не исключил возможность ужесточения денежно-кредитной политики и сохранения жесткого курса в 2024 году для возврата к таргету по инфляции.