Китайские власти, открыв экономику в прошлом году, обозначили внутреннее потребление как главный приоритет и движущую силу развития экономики. Однако по результатам первого полугодия ожиданий не вполне подтвердилось.
Инвесторам следует различать чрезмерно оптимистичные ожидания, раздутые западной прессой после выхода Китая из пандемии, и более реалистичные прогнозы, основанные на стабилизации ситуации в долгосрочной перспективе, а не лишь на первых месяцах 2023 года.
В нынешней ситуации, когда инвестиции и экспорт не обеспечивают существенного экономического роста, власти полагаются на потребление как основной фактор развития.
Показатели ВВП за первое полугодие соответствовали прогнозам, однако потребительская активность остаётся далекой от нормализации. В туристической сфере, несмотря на рост числа путешественников по сравнению с 2019 годом, расходы не достигли прежних уровней, что странно после столь продолжительных и строгих карантинных ограничений.
Розничные продажи потребительских товаров показывали высокие значения, однако достигнутые показатели во многом объяснялись эффектом низкой базы. Сильную динамику демонстрировали три направления: авто на новых источниках энергии (в том числе электромобили), ювелирные украшения и кейтеринг. В остальных отраслях наблюдалась слабая динамика или замедление.
Потребители из Китая не спешили тратить сбережения, полученные во время пандемии, что отражается в данных на графике.
Во время пандемии уверенность потребителей снизилась во всех странах, но такой резкий спад настроений, как в Китае, найти трудно. В случае с КНР значения индекса уверенности потребителей не поднимаются даже до минимумов прошлого года.
Китайский потребитель до пандемии находился в благоприятных условиях, несмотря на проблемы в секторе недвижимости. Пандемия стала для него сильным шоком. Методы борьбы с ней и действия властей ухудшили уже негативные настроения. После снятия ограничений экономическая политика не принесла уверенности. В отличие от западных стран, китайцам государство не предоставило стимулов.
В I квартале 2023 г. объемы депозитов домохозяйств Китая увеличились на 9,9 трлн юаней, несмотря на снижение процентных ставок. Такого роста не наблюдалось за предыдущие три года. Китайские домохозяйства продолжают активно копить, вместо того чтобы тратить.
Китайские покупатели не проявляли большой заинтересованности кредитными инструментами. Только к концу июня показатели выросли до уровня последних трех лет. Однако нужно учитывать, что из-за запрета рефинансирования ипотеки значительная часть потребительских кредитов могла быть направлена на досрочное погашение.
Динамика кредитного роста сохранила тенденцию замедления, а процент долга домохозяйств от общего долга страны остается неизменным в течение последних трех лет. В стране функционирует значительный сектор теневого банкинга, но измерить там динамику невозможно по объективным причинам.
Ключом к пониманию неохоты активно тратить после открытия экономики является резкое снижение темпов роста доходов. По итогам I квартала рост составил 5,1% годовых, что почти вдвое меньше допандемийных показателей. Ожидания роста собственных доходов хоть и повысились за последние месяцы, но всё ещё остаются существенно ниже прошлых лет.
Рынок труда находится в нестабильном положении. В Китае чаще сокращают рабочий день и рост заработной платы, чем увольняют работников, поэтому официальные показатели безработицы, которые в целом стабильны, ничего не говорят о реальной ситуации. Доля свободных офисных площадей в крупных городах достигла 13-летнего максимума. Многие компании отложили планы по расширению. Негативный настрой бизнеса также останавливает население от расходов.
Показателем косвенной негативной динамики рынка труда может служить увеличение безработицы среди молодежи с 9,6% в мае 2018 года до 20,8% в мае 2023 года. Эта статистика приобрела известность во всем мире. Исследователи связывают это частично со структурными изменениями экономики КНР, но нельзя не отметить, что весь рост безработицы пришелся на годы пандемии COVID-19.
Кризис в секторе недвижимости существенно замедлил темпы роста благосостояния. Достаточно взглянуть на вклад этого сектора в рост ВВП по итогам I квартала 2023 г. — всего 0,1 процентного пункта. Такие значения указаны без учета смежных отраслей, но учитывая роль данного направления как главного драйвера экономики, можно говорить о настоящей катастрофе.
В итоге можно утверждать, что без повышения удовлетворенности потребителей трудно ожидать устойчивого экономического восстановления. Вопрос имеет значение также с точки зрения стабильности внутренней системы Китая.
Повышение благосостояния потребителей в Китае для властей станет сложной задачей из-за сложившейся экономической, демографической, а также внутренней и внешней политической обстановки. Данные второго полугодия станут важным показателем. Низкая база способствовала бы росту, но сравнивать рынок будет не с 2022 годом.
БКС Мир инвестиций